• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как обучить иностранному языку Билла Гейтса и африканского школьника

Новые информационные технологии кардинально меняют наши представления об образовании. О том, как компьютерные программы учат людей общаться и создают новые социальные лифты, на лекции в Вышке рассказал Луис Фон Ан, основатель компании reCAPTCHA и образовательной платформы Duolingo.

Оцифровываем книги с помощью капчи

Капча является, вероятно, самым известным изобретением Луиса Фон Ана и его коллег по Университету Карнеги — Меллона. Каждый регулярный пользователь интернета при посещении самых разных сайтов проходил этот тест, призванный отличить реального человека от бота. Практическая польза капчи очевидна даже в экономическом плане: например, известный сервис по продаже билетов на концерты и спортивные мероприятия использует тест, чтобы предотвратить массовую скупку билетов спекулянтами при помощи компьютерной программы. Но изобретатели капчи нашли ей и другое применение — культурно-образовательное.

В какой-то момент Луису Фон Ану стало интересно, как часто люди пользуются капчей. Оказалось, что пользователи по всему миру вбивают ее в среднем 200 миллионов раз в день. «Поначалу я очень гордился собой — вот насколько значимо оказалось мое исследование! — рассказал Фон Ан. — Но потом мне стало грустно, ведь на то, чтобы пройти капчу, человек тратит около десяти секунд. Получается, что человечество в целом тратит на капчу 500 тысяч часов в день — и все из-за меня».

Тогда и возникла идея сделать так, чтобы пользователи тратили эти десять секунд на что-то полезное. Например, на то, чтобы помочь оцифровывать книги. Компьютеры неплохо справляются с этой задачей, но только в определенной степени. Проблемы возникают, если компьютерной программе нужно распознать слова из книг, напечатанных несколько десятилетий назад, когда качество печати и состояние шрифта оставляют желать лучшего. Человек же, в отличие от машины, вполне способен распознать такие «размытые» слова. Вот этим, сами о том не подозревая, и занимаются миллионы пользователей, когда проходят не просто капчу, а «рекапчу» (reCAPTCHA). На многих сайтах распознавать теперь нужно два слова: одно из них известное машине, другое — неизвестное, из какой-нибудь старой книги. Если пользователь правильно вводит первое слово, то reCAPTCHA полагает, что и второе слово он скорее всего распознал верно — тем более, если достаточное число пользователей решили эту задачу одинаково.

Как машина учит людей

По словам Луиса Фон Ана, его страстью всегда было образование, и ему очень хотелось создать какой-нибудь обучающий проект. «Но мои взгляды на образование тесно связаны с моим происхождением — а я родом из Гватемалы», — пояснил Фон Ан. Гватемала — одна из беднейших стран мира, а образование считается одним из самых эффективных способов борьбы с бедностью.

Но тут возникает ловушка, замкнутый круг. Образование стоит денег. Богатые люди могут платить за свою учебу и учебу своих детей, таким образом они поддерживают свой высокий уровень образования и увеличивают шансы на сохранение высоких доходов. У бедняков нет денег на образование, то есть их удел — низкоквалифицированная и малооплачиваемая работа, а значит, бедность в таких семья будет воспроизводиться из поколения в поколение.

Проект Duolingo, запущенный Луисом Фон Аном, позволяет множеству людей бесплатно получить знания в такой важной сфере, как иностранные языки. Владение иностранным языком не только увеличивает шансы найти хорошую работу, но и повышает социальный статус. По оценкам, изучением другого языка заняты 1,2 млрд человек по всему миру.

Конечная цель проекта куда более масштабная: борьба с неграмотностью. В мире по-прежнему около миллиарда людей, которые не умеют читать или писать даже на родном языке

Для Луиса Фон Ана особенно важно, что платформой Duolingo пользуются представители самых разных социальных групп — от Билла Гейтса, изучающего французский, до школьников в беднейших странах, которые учат английский. Важен и культурный аспект, в частности, расширение «ареала» употребления редких языков. Так, ирландский язык является родным всего для 92 тысяч человек, но на Duolingo его изучают два миллиона пользователей. Duolingo помогает и культурной интеграции. Например, самым популярным языком для изучения среди пользователей из Швеции является шведский. Парадокс объясняется просто: это мигранты, старающиеся изучить язык страны, в которой они живут.

Duolingo — это непрекращающийся эксперимент. Авторы платформы постоянно пробуют что-то новое, чтобы пользователям не наскучили занятия. При этом разработчики Duolingo, которые прежде всего компьютерные инженеры, а не лингвисты, вынуждены решать и методологические задачи. В какой последовательности лучше обучать иностранному языку? За что браться сначала — артикли, числа, части речи? Предлагая разным пользователям разные последовательности курсов и сравнивая результаты, разработчики находят оптимальные решения.

Говорите — вас снимают

Подавляющее большинство людей (по оценкам, около 85%) при изучении иностранного языка стесняется пробовать говорить на нем с другими людьми. Боязнь не просто совершить ошибку, но показаться смешным и глупым знакома многим. Разработчики Duolingo предлагают стеснительным пользователям новую возможность — попрактиковаться в разговоре не с человеком, который может на вас косо посмотреть, а с компьютерной программой, которая вас точно не осудит.

Еще один «побочный» сервис, который внедряет компания Луиса Фон Ана, — это языковые тесты, значительно более дешевые и доступные, чем традиционные TOEFL, IELTS и проч. Этот сервис также направлен на то, чтобы помочь людям с низкими доходами или живущим вдалеке от сертификационных центров, проводящих обычные экзамены. Чтобы сдать языковой экзамен в Duolingo, достаточно 50 долларов и компьютера — ехать никуда не надо.

Ирландский язык является родным всего для 92 тысяч человек, но на Duolingo его изучают два миллиона пользователей

Правда, для успешного проведения таких экзаменов, разработчикам пришлось решить проблему идентификации пользователей. Выход нашли простой: записывать процесс выполнения теста на веб-камеру. Благодаря трансляции, а также характеру некоторых вопросов, на которые нужно отвечать пользователю, можно даже, как считает Луис Фон Ан, заметить, подсказывает ли ему в этот момент кто-нибудь.

Сейчас Duolingo работает над тем, чтобы их языковые тесты признавались университетами — и это уже происходит в более чем ста американских вузов. «Приманкой» стала дополнительная опция, которую включает тест Duolingo: пользователь, пройдя тестирование, может записать на ту же веб-камеру свой короткий рассказ о каком-нибудь интересном событии или просто поделиться своими мыслями. Таким образом приемная комиссии в университете получает не только результаты теста, выраженные в баллах, но и может увидеть и услышать, как человек разговаривает по-английски.

Языковые тесты, при их относительной дешевизне для пользователей, являются одним из источников заработка для Duolingo, но в целом проект пока остается убыточным. Разработчики будут предлагать пользователям новые, платные сервисы. Например, специальную подписку, которая позволяет отключать рекламу и различные видеосервисы.

В ближайших планах Duolingo — запуск курсов по китайскому языку. Также разрабатывается платформа для организации в городах встреч людей, которые хотели бы вместе изучать языки.

Но конечная цель проекта куда более масштабная: борьба с неграмотностью. В мире по-прежнему около миллиарда людей, которые не умеют читать или писать даже на родном языке. А можно ли с помощью технологий Duolingo обучать не только языкам, но и наукам? Луис Фон Ан считает, что это вполне реально, если речь идет, например, о географии или математике начального уровня. «Вот только в отличие от языков немногие хотят изучать математику вне школы», — заметил профессор Фон Ан.

Вам также может быть интересно:

Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные

Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.

«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»

Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.

НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны

В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь

Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».

НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ

Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).

Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки

Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.

Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов

В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.

Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом

Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.

НИУ ВШЭ и Банк России подготовят магистров по информационной безопасности

Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ и Банк России открывают новую магистерскую программу «Информационная безопасность в кредитно-финансовой сфере». Набор на программу уже стартовал — с 1 сентября 2024 года начнется обучение специалистов по информационной безопасности для банков и других организаций финансового сектора.