Работу по выполнению майских указов нужно довести до конца
1 февраля в Высшей школе экономики был представлен экспертный доклад «Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения». Его авторы подвели промежуточные итоги выполнения майских указов президента в вопросах оплаты труда работников образования, здравоохранения, науки и охарактеризовали проблемы, которые еще предстоит решить.
Что такой эффективный контракт?
Термин «эффективный контракт» появился в предвыборных статьях Владимира Путина в 2012 году, хотя работа по его внедрению началась еще раньше.
Идея эффективного контракта проста: добиться роста качества в услугах образования, здравоохранения, науки сервисов через повышение зарплаты их работников, приближение ее к уровню, принятому в развитых странах. В 2012 году модель эффективного контракта была закреплена в так называемых майских указах, подписанных президентом сразу после инаугурации, и распространена на всех профессионалов социальной сферы, а также науки, напомнил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
По мнению первого проректора ВШЭ Льва Якобсона, шесть лет назад оплата труда в социальной сфере была столь низка, что фактически приводила к деградации целых отраслей. Люди, работающие в этих отраслях, искренне считали, что занимаются благотворительностью, и неудивительно, что качество их работы оставляло желать лучшего.
В соответствии с указами президента врачи, научные сотрудники и преподаватели высшей школы должны получать двойную среднюю зарплату по экономике, а учителя, преподаватели колледжей, средний медицинский персонал, работники культуры — среднюю зарплату по экономике. При этом было четко сформулировано, что позитивный эффект от роста зарплат должны ощутить не только сами работники, но и все граждане. Качество жизни в стране должно улучшиться благодаря улучшениям в образовании, здравоохранении, науке и культуре — отраслях, формирующих человеческий капитал.
Что получилось?
По мнению Ярослава Кузьминова, в целом идею удалось реализовать. Зарплатные показатели у учителей и врачей в большинстве случаев достигнуты. Показатели в сфере науки будут достигнуты в ближайшее время, надеется он. Участники круглого стола констатировали, что в результате внедрения эффективного контракта профессия учителя стала популярной — ее выбирают талантливые молодые люди, и позитивные эффекты усилятся через несколько лет, когда они начнут работать. Одновременно с повышением зарплат педагогов удалось повысить качество общего образования, что подтверждается независимыми международными исследованиями. Повышение зарплат работникам профессионального, высшего образования и медикам, по мнению ректора ВШЭ, должно привести к аналогичным эффектам в 2020-2022 годах.
Однако внедрение нового механизма сопровождалось и негативными моментами. Трансферты федерального бюджета в субъекты Федерации составили примерно половину от того, что было обещано, и зарплаты повышались ценой огромного напряжения региональных бюджетов. Минфин России предложил использовать внутренние резервы отраслей — провести их оптимизацию, чтобы ликвидировать «очаги неэффективности». Были примеры, когда оптимизация шла на пользу системе, как, например, в московском образовании, где объединение школ позволило сэкономить 15% фонда оплаты труда и привело к повышению качества образования. Но случалось и наоборот, когда регионы сокращали психологов и социальных работников в школах, а учителям приходилось работать почти на две ставки, чтобы их зарплата не снижала средние показатели. В ряде случаев на зарплату приходилось направлять 85% бюджета организаций социальной сферы, то есть ни на что другое денег не оставалось. Сказался и экономический спад 2014–2016 годов.
По мнению директора Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ Сергея Шишкина, в здравоохранении результативность внедрения эффективного контракта оказалось ниже, чем в образовании.
И хотя в последние годы негативные тенденции были в значительной степени преодолены, они сказались на отношении общества к выполнению майских указов, подчеркнул ректор ВШЭ. В целом оно позитивное, однако многое еще предстоит сделать.
Что делать дальше?
У ректора ВШЭ нет сомнений, что в 2018 году зарплатные указы будут выполнены. Частично их выполнению помогут технологии цифровой медицины и цифрового образования, которые, во-первых, освободят учителей и врачей от монотонной работы, во-вторых, внедрение, например, онлайн-курсов или цифровой диагностики позволит высвободить средства для того, чтобы больше платить действительно сильным профессионалам.
Но одних только технологических изменений недостаточно. Что еще, по мнению Ярослава Кузьминова, необходимо сделать для успеха эффективного контракта?
Во-первых, нельзя ограничиваться только стимулирующей дифференциацией внутри организаций. Сами организации также необходимо разделить на категории по прозрачным критериям. Например, для школ таким критерием может быть работа с социально сложным контингентом — она труднее и более затратна, значит, и финансироваться такие учреждения должны лучше.
Во-вторых, необходимо отменить систему мелочного и фиктивного контроля за специалистами со стороны чиновников, заставляющих учителей писать длинные справки о том, что они сделали на уроках, а врачей — о том, как они принимают пациентов. На это расходуются силы людей, а в 90% случаев справки никто не читает. Профессиональное сообщество при нормальном финансировании способно само себя контролировать, поэтому следующий шаг, который необходимо сделать — это помогать развитию национальных профессиональных организаций и гильдий.
Далее — необходимо ограничить избыточную казначейскую регламентацию финансов учреждений образования и здравоохранения.
Кроме того, при определении финансирования учреждений нужно учитывать их включенность в глобальный или общий федеральный рынок труда. Двойной средней по экономике зарплаты для врача, которого зовут делать операции за рубежом, будет недостаточно, его все равно «уведут». «Нужно пойти хотя бы по китайской модели, — считает Кузьминов. — Если есть очевидные показатели, что человек включен в глобальный рынок труда, ему устанавливается зарплата, конкурентоспособная на этом глобальном рынке».
Наконец, необходимо помнить и о различиях между регионами внутри России и учитывать это в зарплатной политике. Если в соседних регионах — например, Москве и Московской области, зарплата учителей существенно различается, лучшие подмосковные учителя предпочтут ездить на работу в московские школы. «Удержать их можно только одним путем, — уверен Кузьминов. — В регионах, откуда высасываются кадры в более богатые субъекты Федерации, необходимо перейти на заработную плату учителей, врачей и т.д., превышающую среднюю по региону». Если у самого региона денег на это не хватает, ему должен помочь федеральный бюджет, тем более что таких регионов не много.
Все эти меры позволят довести до конца работу, которая была проделана за шесть лет выполнения майских указов, убежден ректор ВШЭ, и результат будет очевиден уже через 2–3 года.
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Шишкин Сергей Владимирович
Директор Центра политики в сфере здравоохранения
Якобсон Лев Ильич
Первый проректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы
Высшая школа экономики выпустила экспертный доклад «Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения».
Вышка помогла благотворительным фондам рассказать о себе
В Высшей школе экономики состоялась встреча советника Президента РФ по вопросам экономического развития и социальной сферы Александры Левицкой с представителями донорского сообщества.
Социальная сфера Вышки
Для абитуриентов, выбирающих вуз, значение имеют не только образовательные программы, но и бытовые условия, в которых им придется провести ближайшие несколько лет. Вопросы социального обеспечения студентов Высшая школа экономики решает на «отлично», утверждают авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» и рассказывают, как именно она это делает.
Ярослав Кузьминов выступил на заседании Госсовета по проблеме бюджетных расходов
4 октября под председательством Владимира Путина прошло заседание Государственного совета, посвященное повышению эффективности бюджетных расходов. С докладом на нем выступил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Гражданское общество в годы Первой мировой
24 октября состоялся научный семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. Доклад «Гражданское общество в условиях тотальной войны: проблемы мобилизации и адаптации» на нем представила ведущий научный сотрудник центра, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения ВШЭ Анастасия Туманова.
Новый КГБ №20
Свежая статистика подтверждает, что после окончания восстановительной фазы темпы российской экономики продолжают замедляться — вышел очередной обзор Центра развития НИУ ВШЭ «Новый Кризис-Государство-Бизнес».
Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем. М.: НИУ ВШЭ, 2011
Доклад к XII Международной научной конференции Высшей школы экономики по проблемам развития экономики и общества, 5–7 апреля 2011 года.
Инновации: социальная составляющая
В рамках Гайдаровского форума-2011 «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии», проходившего в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 17 марта состоялась пленарная дискуссия по теме «Социальное измерение инноваций».
Человека забыли
Во главу угла модернизации социальной сферы целесообразно положить реформирование зарплаты. Смысл этой модернизации - привести социальную систему в соответствие с требованиями экономической системы и международными стандартами, используя мировой опыт, уверен заведующий кафедрой экономической теории и политики Академии народного хозяйства при Правительстве РФ академик Абел Аганбегян.
Постиндустриальная соцполитика
Модернизация экономики требует модернизации социальной политики и построения совершенно новых институтов поддержки экономически активного населения, считает директор Независимого института социальной политики (НИСП) Татьяна Малева.