«Хочу собрать модель личностных противоречий»
Анастасия Исаева — выпускница магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности» факультета психологии ГУ-ВШЭ, сейчас пишет кандидатскую диссертацию в Высшей школе экономики.
— Анастасия, как складывается ваш профессиональный путь после окончания магистратуры?
— Для меня этот год был очень интенсивным, я работала делопроизводителем на кафедре организационной психологии ВШЭ, сдавала кандидатский минимум, вела семинары на четвертом курсе бакалавриата по теориям личности и психологии творческой личности в качестве ассистента преподавателей кафедры психологии личности. После нового года пришлось работать в очень уплотненном графике — мои семинары поставили через день. Я преподавала три дня в неделю, еще ходила на занятия в Институт практической психологии, где я учусь на долгосрочной российско-австрийской программе подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов экзистенциально-аналитического направления. Предполагается, что меня возьмут на ставку преподавателя с нового учебного года. С каждым годом у нас повышаются требования к преподавателям кафедры, и естественно, очень высокие требования к новым преподавателям. Поэтому этот год был для меня испытательным сроком, но с другой стороны, это была возможность набраться опыта. Я увидела учебный процесс изнутри, участвовала в организации учебного процесса и различных научных мероприятий — это для меня действительно бесценный опыт. Сейчас мы занимаемся подготовкой конференции по психологии индивидуальности, которая пройдет 17–19 ноября на факультете психологии ВШЭ. Я считаю, что перед началом карьеры преподавателя очень важно понимать, как это все устроено, знать, как это делается, и очень благодарна Владимиру Артуровичу Штроо, нашему зам декана и зав кафедрой организационной психологии, который дал мне эту возможность.
— Вы получаете второе высшее образование в Институте практической психологии?
— Российско-австрийская программа, о которой я говорила, является программой профессиональной переподготовки. По окончании обучения выдается диплом GLE-International и диплом государственного образца ГУ-ВШЭ о профессиональной переподготовке. Еще на втором курсе меня впечатлили лекции руководителя этой программы, австрийского профессора Альфрида Лэнгле, после них я решила, что точно пойду туда учиться. Я поступила на программу на четвертом курсе бакалавриата, сейчас я закончила третий год обучения, остался еще год учебы на психолога-консультанта, и два года буду учиться на психотерапевта. Кстати, с прошлого года на факультете открылась магистерская программа «Персонология и экзистенциальная психотерапия», которая в два года «упаковывает» то, что мы в Институте практической психологии изучаем четыре года. Между прочим, персонология — инновационное направление в психологии. То есть получается, что две части магистерской программы интегрированы таким образом, что на выходе мы имеем нечто целостное третье, и такой программы вообще больше нет нигде. Здесь студенты, получая сильную теоретическую подготовку, тут же учатся применять теорию на практике консультирования и в своих исследованиях. Теория не может существовать сама по себе, а практика бессмысленна без фундаментального знания, обучение консультированию происходит в постоянном обращении к теории.
— А почему вы пошли учиться именно на магистерскую программу «Исследование, консультирование и психотерапия личности»?
— Эта история началась давно, с эссе по книге Сергея Леонидовича Рубинштейна на первом курсе. Я открыла его работу «Человек и мир», и поняла, что держу в руках что-то очень значимое для меня, я будто нашла то, что давно искала — очень четко помню этот момент. Преподаватель, прочитав мое эссе, порекомендовал мне в качестве научного руководителя Елену Борисовну Старовойтенко. Работая над курсовыми под руководством Елены Борисовны, я постепенно начала понимать, что мне нравится заниматься исследованиями, своей выпускной бакалаврской работой я занималась уже взахлеб. Так что я достаточно рано наметила свое исследовательское направление, и моя специализация по кафедре психологии личности началась еще на первых курсах и логически продолжилась в магистратуре на программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности».
— А какие исследования вы проводите, чем занимаетесь сейчас?
— Сейчас я учусь в аспирантуре на кафедре психологии личности, продолжаю исследовать тему, которую начала разрабатывать еще в магистратуре. В целом, все мои курсовые, выпускные работы посвящены исследованию жизненных отношений личности. На данный момент я занимаюсь исследованием феномена личностных противоречий, пишу диссертацию, и в этом очень помогает задел, сформированный в магистратуре.
— Занимаясь уже не первый год личностными противоречиями, что вы можете сказать об этом психологическом феномене?
— Во-первых, мы обращаем внимание на свои противоречия, только когда они негативны и уже стали проблемой. И в психологии противоречия традиционно рассматриваются в основном только как негативный феномен жизни, но любые процессы нашей жизни —построение близких отношений, поиски себя в профессиональной сфере, творческая самореализация, освоение новых пространств жизни, процессы познания и переживания жизни — все это осуществляется через непрерывное возникновение и разрешение противоречий, движимо ими. Кроме того, противоречит всегда то, что индивидуально значимо, то есть противоречия уходят своими корнями в тайну индивидуальной жизни. Если посмотреть на проблему противоречий с этой стороны, то можно увидеть ее потенциал для исследований личности, для психотерапии и индивидуального коучинга. А во-вторых, единой теории противоречий на данный момент нет — теоретическое знание о них рассеяно по всей психологии и философии, а различные направления психотерапии акцентируются на каких-то конкретных, специфичных противоречиях. Я хочу собрать интегральную модель личностных противоречий, которая будет представлять ценность как для теории персонологии и дальнейших исследований, так и будет применима в практике психологического консультирования и психотерапии — поможет моделировать зрелое отношение клиента к проблемам своей жизни.
— Что значит «зрелое отношение»?
— Зрелое отношение начинается с чувствительности к коллизиям собственной жизни, прежде всего, с бесстрашного позволения своим проблемам быть, не играя с ними в прятки, и только потом уже их рационального решения. Это и видение своих проблемных точек, экспликация противоречий своей жизни как потенциала для своего роста и развития и прокладывание путей их разрешения. И обладание чувствительностью к этическим противоречиям, и обхождение с ними по совести — мы ведь живем в мире других людей и этика одна из главных составляющих человеческой жизни. Даже чувство юмора, как одна из важных составляющих зрелости, — это особая чувствительность к нетривиальным оппозициям жизни, которые могут быть смешными. Ну и высший пилотаж — это осознанное создание и потенцирование противоречий для какого-то серьезного жизненного прорыва, и доведение их до продуктивного разрешения.
— Какие курсы вашей магистерской программы вы считаете наиболее интересными и запоминающимися?
— Думаю, могу так сказать как минимум о двух дисциплинах. Это курс «Модели личностного роста» Владимира Борисовича Шумского, который не просто был насыщен интересными практиками, он научил видеть практическое зерно в любой теории и превращать его в конкретную технику. И мощный семинар по методологии исследования личности Елены Борисовны Старовойтенко. Это что-то уникальное, по моему мнению. То, что можно получить там, нельзя больше получить нигде, ее семинар — это живая психология, это авторская разработка, это постоянное упражнение интеллекта. На этот семинар приходили ребята и из бакалавриата, и даже аспиранты, чтобы обсудить свое исследования (кстати, обсуждение студенческих проектов — это одна из форм работы на семинаре). А кто-то не из группы приходил просто послушать, чтобы получить этот мощный заряд внутреннего исследовательского драйва. Семинар сквозной, идет через всю магистратуру, и позволяет грамотно выстроить свое исследование. В магистратуре не нужно забывать о том, что одна из целей обучения — это стать исследователем, это не только практика, но и академическая деятельность. И для того, чтобы апгрейд произошел, нужно упорно работать, учиться. Часто обучение очень тяжелое, возникает много барьеров на пути, которые надо преодолевать, но оно того стоит.
— Каким вы видите свое будущее через пять-десять лет?
— Я хочу быть преподавателем, это желание возникло еще на третьем курсе, когда я работала тренером в Школе личностного роста Центра психологического консультирования Вышки. Это была Школа, открытая для всех студентов, аспирантов, не только психологов, я участвовала в разработке и вела различные тренинги и рефлексивные практики под руководством Елены Николаевны Пестовой. В начале третьего курса прочитала свою первую лекцию о психологическом времени личности, я ее читала часа два, получился полу-семинар, было много вопросов, обсуждений, тогда и почувствовала, что хочу не только исследовать, но и преподавать. В этом году, когда первый раз меня пустили в аудиторию, на первых семинарах был невероятный драйв, после удачного семинара хотелось летать. Потом произошел спад, драйв прошел, началась работа, я начала видеть свои ошибки, и я поняла, что это тяжелейший труд. Пришлось несколько раз хорошо подумать, готова ли я к такому труду, прежде чем окончательно решить, что это мое. Но я готова учиться дальше, постоянно совершенствоваться для того, чтобы этим заниматься. Лет через пять-шесть я надеюсь, стать доцентом кафедры психологии личности, буду преподавать и вести исследования. Наверное, буду заниматься и консультированием, но не как основной деятельностью, а как неким хобби, если будет хватать времени и сил.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Психологи научились измерять мечты россиян
Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».
Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы
Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.
В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии
В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.
Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»
Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.
Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога
22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.
Женатые мужчины реже страдают от выгорания
Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».
Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ
15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля
Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.
Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»
Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».