Сельские подростки перенимают консерватизм родителей
Консервативные установки от взрослого окружения более склонны перенимать подростки из сельской местности. Городские дети восприимчивее к таким ценностям, как открытость изменениям и самоутверждение, выяснилось в ходе исследования, проведенного сотрудниками Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ Дмитрием Дубровым и Александром Татарко.
Ученые провели интервью среди представителей двух поколений — детей и родителей из 90 московских семей и 62-х сельских, проживающих в Ярославской, Тверской и Ивановской областях. Всего в исследовании приняли участие 304 респондента. Средний возраст подростков от 15 до 17 лет, родителей — от 41 до 43 лет. В работе использовалась методика исследования индивидуальных ценностей Ш.Шварца, а также вопросы для измерения уровня воспринимаемой психологической близости между подростками и родителями.
Результаты выявили влияние социокультурного контекста — городского или сельского — на трансляцию ценностей от старшего поколения младшему. Консервативные ценности в основном передаются от родителей к детям в более традиционалистской, сельской среде. Подростки в городской местности перенимают от старших установки, находящиеся на других ценностных полюсах — открытость изменениям, самоутверждение, самопреодоление.
Ценности консерватизма в рамках методики Ш.Шварца включают в себя личную и общественную безопасность, следование традициям, правилам, склонность к конформизму. К ценностям самопреодоления относятся благожелательность, забота о других, забота о природе, толерантность. Открытость изменениям подразумевает самостоятельность в мыслях и поступках, склонность к гедонизму, а самоутверждение — ориентацию на достижения, доминирование, власть.
Авторы объясняют, чем обусловлены такие особенности в межпоколенческой трансляции ценностей. В селах, например, ориентация на социальные нормы выше. Это и перенимают активнее сельские подростки от родителей. В то же время в городах более распространены проэкологические установки, поскольку люди уже столкнулись здесь с проблемами окружающей среды. Забота о природе среди горожан имеет высокую ценностную важность. В сельских семьях родители менее озабочены тем, чтобы обращать на это внимание детей.
В ходе исследования выяснилось, что воспринимаемая психологическая близость между детьми и родителями оказывает влияние на характер передачи ценностей. Чем выше эта близость в восприятии подростков в сельской местности, тем активнее последние перенимают от взрослых ценности самопреодоления (благожелательность, забота о других и природе, толерантность). В то же время, чем меньше близость с детьми в восприятии родителей в городской среде, тем подростки более склонны усваивать от взрослых ценности открытости к изменениям (самостоятельность в мыслях, поступках, склонность к гедонизму).
Результаты исследования также демонстрируют, что как городские, так и сельские подростки в своих ценностях ближе к сверстникам, чем к взрослым. При этом, если в селе дети усваивают от родителей одни ценности, а в городе другие, то влияние на подростков друзей, сверстников и в целом социокультурного контекста идет по всему кругу ценностных ориентаций.