«Лет пять назад мы были здесь диковинкой»
На встрече руководства Высшей школы экономики с иностранными преподавателями и научными сотрудниками университета обсуждены организационные, правовые и научно-исследовательские аспекты их работы в ВШЭ.
Руководство университета на встрече, которая состоялась 26 сентября, представляли первый проректор Вадим Радаев, проректор Мария Юдкевич, директор по международной деятельности Ольга Мошкова, директор по административной работе Наталия Кондрашова, заместитель проректора Борис Железов. Среди иностранных преподавателей и научных сотрудников были те, кто уже несколько лет активно сотрудничает с Вышкой, и те, кто присоединился к научно-преподавательской команде университета в наступившем учебном году.
В центре обсуждения оказались вопросы приобретения баз данных и библиотечных ресурсов, необходимых для качественного проведения исследовательской работы, а также различные варианты участия иностранных профессоров в подготовке аспирантов. Нынешнее российское законодательство, к сожалению, не позволяет ученым с докторскими степенями западных университетов осуществлять научное руководство аспирантами. Один из выходов из этой ситуаций, по мнению Вадима Радаева, — прохождение процедуры нострификации, то есть получение зарубежными преподавателями российских степеней кандидатов наук на основе защищенных ими PhD-диссертаций. Однако, как выяснилось из комментариев некоторых преподавателей, процесс нострификации зарубежных дипломов PhD чреват множеством формальных трудностей, преодолеть которые в одиночку иностранному ученому весьма трудно.
Мария Юдкевич рассказала зарубежным коллегам о процедуре оформления научных командировок и подачи заявок на гранты Научного фонда ВШЭ. Многие участники встречи обратили внимание на необходимость упрощения системы документооборота и дебюрократизации некоторых организационных и финансовых процедур. Значительную часть встречи заняли вопросы материального и социального обеспечения иностранных преподавателей, в том числе вопрос медицинского страхования. По итогам дискуссии было принято решение создать специальное «руководство» по пребыванию и работе в России и НИУ ВШЭ для иностранных сотрудников университета, включая справочную информацию о ситуациях, документах и организациях, с которыми иностранным коллегам нередко придется сталкиваться за время пребывания в стенах Вышки.
Своими впечатлениями от прошедшей встречи в интервью новостной службе портала поделился один из иностранных «ветеранов» Вышки, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента НИУ ВШЭ, PhD Университета Делавэра Александр Сеттлз.
— Профессор, вы впервые приехали в Вышку в рамках программы Фулбрайта около семи лет назад, однако и после ее окончания остались преподавать на факультете менеджмента ВШЭ. Почему?Александр Сеттлз
— Изначально за моим желанием преподавать в России был личный мотив, поскольку моя жена — русская. Но по мере работы в университете я понял, насколько интересно и динамично все здесь развивается. Предполагалось, что я поработаю в Вышке два года, но прошло еще пять лет, и я не планирую уезжать отсюда в ближайшем будущем, во всяком случае, пока университет развивается теми темпами, какими он развивается сейчас. На сегодняшней встрече мы говорили в том числе и о том, как иностранный преподаватель может построить в Вышке «длинную карьеру».
— С какими ожиданиями вы приезжали сюда семь лет назад? Не было ли разочарований?
— Я достаточно реалистично оценивал ситуацию. Мне было несколько проще в этом плане, так как и до приезда по программе Фулбрайта я неоднократно бывал в России. Нельзя сказать, что меня все устраивало и я не испытывал вообще никакого разочарования — какие-то вещи здесь происходили слишком быстро, какие-то тянулись слишком медленно, — но я понимал, что университет растет и меняется и некоторые проблемы роста неизбежны. Я, исходя из собственного опыта, могу судить, насколько, например, изменилось отношение к иностранным преподавателям в Вышке. Еще лет пять назад мы были здесь своего рода диковинкой: пара американцев, пара французов и немцев — вот, пожалуй, была и вся международная преподавательская команда ВШЭ. Сейчас наличие зарубежных преподавателей кажется естественным, само собой разумеющимся делом, в этом огромное отличие от того, что было в университете несколько лет назад. Люди, которых я здесь встретил, действительно заинтересованы в развитии университета и улучшении российской системы образования. Пусть она столкнулась с известными трудностями в начале девяностых годов, пример ВШЭ показывает, как и что может быть сделано в этой сфере. Я надеюсь, что наша работа и исследования послужат фундаментом будущего социально-экономического образования в России.
— К каким явлениям российской действительности — бытовым или академическим — вам было наиболее трудно приспособиться?
— Меня часто спрашивают о том, что меня больше всего поразило здесь, и я всегда отвечаю: раньше я жил в маленьком городе с населением 25 тысяч человек, а сейчас я живу в Москве, где столько же жителей едва помещается в одном микрорайоне. Что касается непосредственно Вышки, то здесь я столкнулся со всем известным ограничением: у университета нет единого кампуса. Многие организационные проблемы, о которых мы говорили на сегодняшней встрече, разрешились бы, если бы мы находились в одном кампусе. В долгосрочной перспективе Вышка будет стремиться к этому, но мы понимаем, насколько дорого в Москве приобрести землю или здание под организацию столь большого пространства. Сейчас университетом, вероятно, делается все, что можно сделать в условиях ограниченных ресурсов.
— Какие проблемы, затронутые в ходе дискуссии, кажутся вам наиболее важными и получили ли вы те ответы, которые ожидали?
— Такие встречи, на которых обсуждается много деталей, очень полезны. Я рад, что их решено проводить регулярно. Одна из проблем, волнующих меня, заключается в ограничении нашего участия в подготовке аспирантов. Думаю, что, участвуя в этом процессе, мы могли бы очень сильно помочь университету. Я пять лет преподаю на магистерских программах факультета менеджмента и могу наблюдать, насколько улучшилось за это время качество подготовки студентов. А в отношении аспирантов этот аспект, быть может, еще более важен, ведь в аспирантуре готовятся те, кто скоро сам будет преподавать. Честно говоря, я не совсем понимаю, что стоит за решением российского правительства запретить иностранным профессорам руководить российскими аспирантами. Возможно, оно боится притока неквалифицированных преподавателей, но, на мой взгляд, это опасение беспочвенно. Все, чего таким запретом можно добиться, так это ограничить возможности роста российского образования. Хочу отметить, что ВШЭ пытается преодолеть этот барьер, но как это сделать, мне пока не понятно.
Другой вопрос, который мы долго обсуждали, — это вопрос пенсионного страхования. Он тоже непростой, но очень важен для привлечения в университет преподавателей на длинные контракты. У этой проблемы два аспекта — культурный и социальный. Культурный заключается в том, что большинство российских коллег не ожидают, что будут получать значительные пенсионные отчисления, и могут спросить у нас: почему же вы на них претендуете? Но нужно понимать, что люди, которых университет нанимает на международном рынке, рассчитывают иметь пенсионное страхование, поскольку они его получали бы в любом другом месте. Впрочем, эта проблема не внутривышкинская, она связана с особенностями системы социального обеспечения в России. А вот другую проблему ВШЭ могла бы, на наш взгляд, решить. Речь идет о создании системы внутренней почты, внутренней службы доставки документов, которая существует во многих западных университетах. Мы все знаем, сколько времени тратится на то, чтобы отвезти справки, договоры и другие бумаги из одного здания ВШЭ в другое. А ведь это время можно было потратить с гораздо большей пользой — на проведение исследований, написание книг и другую научную работу. С другой стороны, это помогло бы улучшить работу административного офиса: его работники получали бы почту утром, могли рассортировать ее по степени важности и спокойно ее обрабатывать, а не сидеть перед огромной очередью желающих подать заявление, поставить печать или забрать подписанный договор.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Железов Борис Валерьевич
Кондрашова Наталия Михайловна
Мошкова Ольга Александровна
Сеттлз Александр Мэттью
Юдкевич Мария Марковна
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.
Подводим итоги конкурса ППС
В Высшей школе экономики завершился «летний» конкурс профессорско-преподавательского состава. Напомним, впервые он проходил по новой схеме. Первый проректор ВШЭ Вадим Радаев подводит наиболее важные итоги.
378
человек были названы лучшими преподавателями ВШЭ в Москве по итогам голосования студентов. 273 человека из них — это преподаватели, работающие на полную ставку, и 105 — совместители.
«Главное — создать правильную атмосферу для развития таланта»
Студенты факультета математики третий год подряд признают Владлена Тиморина, заместителя декана факультета математики, профессора базовой кафедры Математического института имени В.А. Стеклова РАН, одним из лучших преподавателей университета. Чему и как он учит студентов?
ВШЭ проведет опросы своих преподавателей и сотрудников
С 19 по 26 ноября стартуют ежегодные мониторинги ВШЭ: Мониторинг преподавательской жизни и Мониторинг административного персонала. Призываем вас выразить с помощью анкеты свое мнение о различных сторонах работы в Вышке, это поможет развитию университета.
Математики ВШЭ примут участие в Международном математическом конгрессе
Исследователи ВШЭ Михаил Вербицкий, Александр Кузнецов, Григорий Ольшанский выступят с докладами на самом масштабном и представительном форуме математической науки — Международном математическом конгрессе (ICM) 2014 года.
Профессор ВШЭ стала членом редсовета журнала по проблемам публичной политики
Заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ Нина Беляева вошла в редакционный совет рецензируемого научного журнала по сравнительному анализу публичной политики «Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice».
«Стараюсь научить студентов мыслить логически»
Выбранный во время студенческого голосования лучшим преподавателем этого года доцент кафедры экономической методологии и истории ВШЭ Алексей Раков рассказал корреспонденту новостной службы портала о том, какими ему видятся современные студенты, о подходах к изучению истории и преподаванию.