• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доступная, глобальная, изменчивая услуга

В продолжении серии о работе Летней школе Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ — репортаж о выступлении научного руководителя Института развития образования Исака Фрумина. Он рассказал о мировых трендах в высшем образовании.

Лекцию о глобальных трендах в сфере образования Исак Фрумин начал издалека: "Когда я приехал к вам в Голицыно, я пошел на пруд, где присел на скамейку, дабы подготовить это выступление, — обратился он к участникам школы. — Ко мне подошли мальчик и девочка, лет 4—5, и предложили покататься на лодке, т.к. без взрослых — запрещено". Следом за детьми подошла их мама или воспитательница и, схватив их за руки, потребовала возвратиться домой. Девочка расплакалась, мальчик насупился, а мама-воспитатель произнесла фразу, в которой, по замечанию лектора, была заключена целая философия образования: "Будете под замком писать и читать!"

Перестанет ли ученичество быть наказанием в обозримом будущем — об этом был рассказ профессора Фрумина.

Материал к размышлению

Выступление проректор ВШЭ Исак Фрумин построил на обзоре последних докладов ЮНЕСКО, ОЭСР и материалах международных круглых столов и семинаров, в которых он принял участие. "Анализируя услышанные или прочитанные доклады и сообщения, могу сказать, что они представляют любопытный материал для размышления, но редко отличаются теоретической фундированностью. Поэтому в них описываются интересные тенденции, а вот рамок, которые позволяют понять эти процессы, фактически нет", — заметил лектор.

Исак Фрумин выделил 4 фактора, которые должны прояснить, каким образом меняется социально-культурная функция высшего образования в развитых и развивающихся странах.

Первый из них — снижение мирового уровня бедности. Это делает образование более доступным для тех социальных слоев, которые еще двадцать-тридцать лет назад не имели никаких шансов на обучение.

Второй — превращение образования в сферу услуг. Данный процесс сопровождается десакрализацией знания — информация становится объектом потребления, и доступ к ней начинает регулироваться законами спроса и предложения.

Глобализация, которая повышает мобильность студентов, ученых и исследователей по всему миру — следующий фактор, выделенный докладчиком. Чтобы оценить его влияние, достаточно назвать одну цифру: за последние 20 лет чуть больше 1 млн китайцев получили высшее образование только в американских университетах. Распространение единых стандартов обучения и требований к компетенции выпускников университетов — логичное следствие глобализации. Поэтому страны ОЭСР приступили к разработке единых выпускных экзаменов для студентов, которые позволят оценивать их навыки и знания, отметил Фрумин.

Последний фактор — изменение профессиональной структуры занятости, которое требует постоянного совершенствования навыков и обновления знаний. "Этот фактор оказывает влияние на спрос и предложение образовательных услуг. И не знать его влияние — допускать ошибки. Наши чиновники из Минобразования уверены, что профессиональная структура в российской экономике остается неизменной в течении 30—50 лет, и выпускники вузов работают по одной профессии. Но они не учитывают, что траектория студента "университет — работа" стала более подвижной, и выпускникам нужно постоянно совершенствовать свои компетенции", — отметил проректор Вышки Фрумин.

"Плоский мир"

Влияние этих факторов делает мир более "плоским", по выражению Томаса Фридмана, т.е. без границ и барьеров. "Я знаю российских студентов, которые получили возможность обучаться в Сингапуре, Великобритании, США или еще где. Представить себе это десять-пятнадцать лет назад было просто не возможно. Мы наблюдаем, как институт образования трансформируется и начинает функционировать по-новому. Наша задача — понять как и куда", — сказал Фрумин.

Оптимизм эксперта не разделили участники школы, указывая в своих выступлениях-возражениях на тот факт, что взамен старых барьеров появляются новые — информационные и экономические. На что докладчик ответил: в Европе стало плохим тоном продолжать образование (магистратура или PhD) в той стране, в которой вырос студент. При этом появляются новые барьеры, которые начинают работать по-иному и в других масштабах. Как именно — вопрос для исследований.

Диктат студентов

Если раньше внимание экспертов и полисимейкеров было приковано к государству, которое генерировало предложение образовательных услуг, то теперь необходимо учитывать мнение и желания потребителей. В американских университетах следствием такого подхода стало появление феномена edutainment: сочетание образовательных процессов с развлечением. Спортивные команды, получившие прописку при образовательных учреждениях — самый простой пример. В России этот феномен, как оказалось, тоже существует: "Недавний опрос студентов одного казанского университета показал: потребители услуг не довольны качеством образовательных услуг, зато остаются в учебном заведении из-за сильной команды КВН", — пояснил Исак Фрумин.

Ряд университетов США (в том числе, Гарвард) стали позиционировать себя именно с этой позиции: "у нас не скучно, у нас можно не только учиться". Другие, как старейший университет Соединенных Штатов в Чикаго, наоборот, позиционирует себя в качестве этаких ревнителей старины: "у нас не было спорта, и мы гордимся этим". Этот противоположный пример привел профессор Вышки Даниил Александров.

"Если образование — услуга, а университет — ее поставщик, то должен ли вуз решать сверхзадачи и выполнять социальную миссию?" — спросил первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев докладчика.

"И в мире, и у нас происходит сегментация рынка образовательных услуг, — ответил Фрумин. — Чтобы быть успешными, нужно четко определиться с направлением деятельности. Один из очень популярных американских университетов в штате Нью-Мексико рекламирует себя так: "Мы научим вас писать и читать". Поэтому делать выбор между КВНом и наукой все-таки необходимо".

Будущее образования

В завершении лекции Исак Фрумин широким мазками нарисовал картину будущего. Большинство студентов мира будут учиться в Индии и Китае. Поэтому судьба английского языка уже предрешена в течение ближайших 20 лет. И шутка "оптимисты учат английский, а пессимисты — китайский" становится фактом нашей жизни.

Университетам, чтобы отвечать на изменения в глобализированной мировой экономике, придется стать "образовательными супермаркетами", в которых студенты сами формируют свой "рацион" из дисциплин в зависимости от предпочтений, конъюнктуры и своих склонностей. Поэтому главный вопрос, который возникнет перед менеджерами университетов: "как помочь учиться студенту", вместо старого вопроса "как заставить". "Многие университеты, особенно технические, гордятся тем, что у них диплом получают менее половины тех, кто поступил на 1 курс. Но это ошибка. Студенту нужно помогать учиться, и не делать из университета тюремную камеру на 4—5 лет, из которой нет выхода. Вместо teaching преподаватели должны переходить к техникам learning. Только так студенты останутся довольны высшим образованием и смогут найти себя на рынке труда в России и мире", — заключил докладчик.

Дмитрий Крылов

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.