На Академическом форуме БРИКС обсудили возможности и угрозы искусственного интеллекта
В рамках Академического форума БРИКС, который на днях завершил свою работу в Москве, ученые, эксперты и представители бизнеса обсудили вопросы развития технологий искусственного интеллекта (ИИ), в том числе разработку стандартов и этических норм в этой области, а также совместные исследовательские проекты стран объединения.
Искусственный интеллект — одна из самых обсуждаемых тем в мире, инвестиции в эту область продолжают расти. По оценкам экспертов, к 2030 году мировой рынок ИИ достигнет примерно 2 трлн долларов, а технологии проникнут во все сферы жизни. В 2023 году страны БРИКС создали исследовательскую группу по ИИ. Благодаря ее работе страны объединения увеличат доступ к инфраструктуре для создания и внедрения ИИ.
Сергей Наквасин
Участники Академического форума БРИКС обсудили ИИ в ходе нескольких сессий. Сергей Наквасин, директор Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ, модератор дискуссии «Искусственный интеллект: друг или враг?», отметил, что наличие системы обмена эффективными практиками по развитию и внедрению ИИ является значимым фактором укрепления взаимодействия стран в рамках БРИКС.
«Глобально включение тематики ИИ в повестку БРИКС позволит нашим странам выработать совместный взгляд на международное развитие ИИ, который мы сообща сможем предложить мировому сообществу для решения задач равномерного глобального развития ИИ», — подчеркнул он.
В процесс создания правил разработки и использования ИИ во всех отраслях должны включаться все страны мира. БРИКС может выступать платформой для формирования справедливого и инклюзивного регулирования технологий ИИ.
Сергей Гарбук
Сергей Гарбук, директор по научным проектам НИУ ВШЭ, председатель технического комитета по стандартизации №164 «Искусственный интеллект» (ТК 164), отметил готовность партнеров по БРИКС к сотрудничеству по развитию технологий ИИ. Он рассказал, что в апреле этого года Россией и Индией была опубликована «Белая книга» оценки соответствия технологий ИИ. Ознакомиться с ней можно на сайте технического комитета по стандартизации №164.
«Также был запущен ряд пилотных экспериментов по разработке приемлемых для двух стран подходов к оценке соответствия технологий ИИ. Мы считаем, что такая совместная работа позволит повысить качество разрабатываемых решений и обеспечить их безопасность», — подчеркнул Сергей Гарбук.
Алексей Масютин
Алексей Масютин, руководитель Центра ИИ НИУ ВШЭ, операционный директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ, выступил модератором сессии «Безопасный прогресс: развитие в эру высоких технологий». Участники обсудили, какие отрасли высоких технологий вызывают повышенный интерес в странах мирового большинства, а также инструменты регулирования в сфере высоких технологий.
«Мы видим различные тенденции: с одной стороны, выходят все новые модели, которые своими навыками поражают даже тех специалистов, которые давно занимаются ИИ, — сказал он. — С другой стороны, ведущие исследователи, фокусирующиеся на вопросах безопасности и доверия систем ИИ, покидают такие крупные компании, как OpenAI, что не может не вызывать настороженности». В этом плане странам БРИКС предстоит сформировать свой взвешенный путь развития и сбалансированного регулирования систем ИИ, резюмировал Алексей Масютин.
Академический форум БРИКС — главное мероприятие по линии экспертного трека в рамках председательства России в БРИКС в 2024 году — проходил с 22 по 24 мая в Москве. Организатором форума выступил Экспертный совет БРИКС, который создан во исполнение поручения Правительства РФ на базе НИУ ВШЭ по инициативе МИД и Минфина России. Экспертный совет по итогам работы форума подготовит рекомендации для лидеров стран объединения к встрече 22–24 октября 2024 года в Казани.
Вам также может быть интересно:
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Представители БРИКС обсудили развитие статистики в странах объединения
Значимость статистики в эпоху цифровых технологий выходит на новую ступень. Большинство решений на государственном уровне и в бизнесе принимаются на основе анализа данных. Однако отношение к официальной статистике неоднозначно, и это негативно влияет на степень доверия к государственной политике. Как это изменить, обсудили главы статистических ведомств стран БРИКС в Казани. В работе форума также принял участие представитель ВШЭ.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.