• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российское телевидение: между спросом и предложением. В 2-х томах / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. М.: Элиткомстар, 2007

ISBN 5-98169-021-6

Двухтомник "Российское телевидение: между спросом и предложением" представляет основные результаты научных проектов Центра анализа медиа Фонда "Образованные медиа", завершенных на базе ГУ-ВШЭ в 2007 году. В основу книги легли итоги двух исследований — проект "Обыденные телекритики" (проводился совместно с Фондом "Общественное мнение") и "Контент-анализ телевизионного эфира федеральных российских каналов" (проводился в сотрудничестве с компанией ГФК "Русь").

Можно ли за "рейтинговым поголовьем" рассмотреть зрителей? Что думают о телевидении, и как его оценивают обычные люди — "обыденные критики"? Первый том обобщает результаты первого за многие годы исследования отношения телезрителя к телевизионному содержанию.

Том 1. "Обыденные телекритики" два месяца смотрели телевизионные программы разных жанров и разных каналов. Для сбора мнений использовались электронные фокус-группы, дискуссионные фокус-группы (с модератором), личные интервью, онлайновые дискуссии. Полученные размышления "обыденных критиков" и их результаты читали настоящие медиакритики — культурологи, социологи, журналисты.

Том 2. Тема о влиянии телевидения на общество и жизнь человека — вечная. Тема о формировании образов и смыслов с помощью телевизионного потока — одна из самых дискуссионных. Контент-анализ — как метод — позволяет анализировать "ядро коммуникации", то есть то, что лежит между автором послания — производителем и вещателем телевизионного содержания и его потребителем — телевизионной аудиторией "Контент-анализ телевизионного эфира федеральных российских каналов" (весна 2007) зафиксировал телевизионную картину мира, которая вырисовывалась на экране в отношении образа России и актуальных героев российской жизни.

Свою главную цель авторы видят в повышении медиаграмотности потребителей массмедиа и в стимулировании индустриальных и научных дискуссий по поводу качества телевизионного содержания и шире — медиавоздействия. Книга рассчитана на медиапрактиков, медиаисследователей, преподавателей и студентов профильных вузов.

А.Г. Качкаева — научный руководитель Высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ

И.В. Кирия — заместитель директора по научной работе Высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ

Содержание. Том 1

От редакторов. Социальные вызовы "приватизированного телевидения"

Глава 1. Обсуждение телевизионных передач в ходе дискуссионных и электронных фокус-групп

  1. Обсуждение телепередачи "Времена" (25.02.2007, Первый канал)
  2. Обыденные телекритики о программе "Максимум" (17.03.2007 / 24.03.2007, НТВ)
  3. Обыденные телекритики о программе "Специальный корреспондент" (от 08.04.2007)
  4. Обсуждение телепередачи "Пусть говорят" (19.04.2007, Первый канал)

Глава 2. Оценка телевизионных передач, полученная в ходе личных интервью

  1. Восприятие новостных выпусков каналов "Первый канал", "Россия" и НТВ
  2. Восприятие аналитических программ "Постскриптум" (ТВЦ) и "Неделя с Марианной Максимовской (Рен-ТВ)
  3. Общественно-политические ток-шоу
  4. Детективно-криминальные передачи
  5. Программа "Жди меня"
  6. Криминальные сериалы
  7. Развлекательные программы
  8. Юмористические передачи

Глава 3. Оценка телевизионных передач пользователями Интернета

  1. Новости: Телевидение VS Интернет
  2. Передача "Профессия — репортер"

Глава 4. Интерпретации исследования

  • Даниил Дондурей. Рейтинг как инструмент конструирования реальности
  • Вера Зверева. Телезрители как критики
  • Виктор Коломиец. Телевизионные новости: happy end обязателен
  • Александр Шариков. Телевидение между рейтингом и нравственностью
  • Александр Архангельский*. Третьим будешь? Телезритель как заочный участник экранной беседы

Содержание. Том 2

Предисловие ко второму тому

Часть I. Содержание вечернего телевизионного эфира в 2007 году. Сергей Давыдов, Андрей Дутов

Введение

1.1.1 Постановка проблемы исследования
1.1.2 Описание методики и материалов исследования
1.2. Содержание общественно-политического вещания
1.2.1. Общероссийские ежедневные новости
1.2.2 Региональные ежедневные новости
1.2.3. Итоговые еженедельные передачи
1.2.4. Аналитические передачи
1.2.5. Криминальные хроники
1.2.6. Ток-шоу
1.3. Содержание кинопоказа и реалити-шоу
1.3.1 Художественные фильмы
1.3.2. Художественные телесериалы
1.3.3. Документалистика
1.3.4. Реалити-шоу

Основные выводы

Заключение

Часть II. Отношение телезрителей к конкретным передачам

"Остров" и его наблюдатели

  • Описание исследования
  • Общие оценки
  • Мнения о фильме
  • Мнения об актере и главном герое фильма
  • Философский "Остров": островное богословие и островная метафизика
  • "Искушенный зритель"

Трансформация социальных представление о прошлом в результате просмотра телевизионного фильма "Союз нерушимый"

  • Характеристики исследования
  • Общественные представления о распаде СССР у населения России (краткая социологическая справка)
  • Тематическая область исследования
  • Гипотезы и задачи исследования
  • Механизмы трансформации представлений о событиях 1991 года: августовском путче и распаде СССР

Приложение 1. География информационных сюжетов общероссийских ежедневных новостных программ

Приложение 2. Сводная информация об анализируемых художественных фильмах

Приложение 3. Сводная информация об анализируемых художественных сериалах

Приложение 4. Сводная информация об анализируемых документальных передачах

* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.

Вам также может быть интересно:

Дискуссия в СМИ о членстве России в ВТО стала менее эмоциональной

Российские политики и предприниматели по-разному оценивали целесообразность вступления страны в ВТО. Причем как до факта вступления, так и после. 10 декабря прошел семинар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ по теме «Россия в ВТО. Дискуссия в российских печатных средствах массовой информации».

Самостоятельная позиция

Главный редактор выходящего при поддержке ВШЭ журнала «Отечественные записки» Татьяна Малкина стала лауреатом Всероссийской премии в области общественно-политической журналистики «Власть No.4» за 2011-2012 год в номинации «Лучший руководитель общественно-политического средства массовой информации».

Ложь западных и российских СМИ о Сирии

С 19 по 26 ноября делегация Общественной палаты РФ, состоящая из журналистов, представителей академического сообщества, молодежи и политических партий, посетила Сирию. В состав делегации вошли преподаватель кафедры всеобщей и отечественной истории ВШЭ Леонид Исаев и выпускница отделения культурологии ВШЭ Алиса Шишкина.

О бизнесе бедном замолвите слово

Нужны ли обществу оглашение проблем бизнеса и рассказы об ответственном бизнесе обсуждалось на заседании Столыпинского клуба «Деловой России».

«К оживлению мысли в медиа-бизнесе кризис не привел»

8 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества прошел круглый стол «Медиа-бизнес в России: выход из кризиса?».

Менеджмент инноваций в медиабизнесе и медиаэкономике

8 апреля в рамках XI Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества прошла сессия «Менеджмент инноваций в медиабизнесе и медиаэкономике».

Вузам выставили годовые оценки

На основе базы СМИ системы «Медиалогия» составлен рейтинг медиаактивности участников образовательного рынка страны. Верхние позиции заняли Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский государственный университет.

Медиаменеджмент эпохи перемен

Откуда у газеты «Metro» 20 миллионов ежедневных читателей? Как BBC осваивает новые технологии, и как они влияют на менеджмент компании? О том, как ответили на эти вопросы профессора из Швеции на семинаре, состоявшемся 30 сентября в Высшей школе журналистики ГУ-ВШЭ, — репортаж корреспондента портала. Публикуем видеозапись докладов Нильса Энлунда «Роль технологических факторов в развитии медиасистем» и профессора Кристофера Розенквиста «Изменения технологии бизнеса на примере газеты "Metro"».

«И Кельна дымные громады…». Понимание немецко-русских масс-медиа

Недавно в рамках программы студенческого обмена отделения деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ с Кельнской школой журналистики завершился очередной визит немецких студентов в Москву. О результатах и дальнейших перспективах программы рассказывает ее руководитель, профессор Елена Пенская.

«Делая вид, что учим вас, мы на самом деле сами учились»

15 июля прошла открытая защита дипломных работ первого выпуска Международной школы мультимедийной журналистики — программы профессиональной переподготовки, созданной Высшей школой журналистики ГУ-ВШЭ совместно с крупнейшими российскими новостными агентствами «РИА Новости» и «Интерфакс».